«Наша цель достигнута: люди говорят о защите животных»: о скандале вокруг чучел на выставке в Эрмитаже Выставка «Ян Фабр: рыцарь отчаяния — воин красоты» в Эрмитаже привела к скандалу размаха страны. Не только петербуржцы, но и жители других городов возмутились выставленными чучелами собак, кошек и зайцев и начали оставлять гневные отзывы в социальных сетях с пометкой #позорэрмитажу. В ответ музей придумал пометку #кошкизафабра, а куратор выставки Дмитрий Озерков неоднократно публично объяснял, почему работы бельгийского художника на самом деле призывают к защите животных. «Бумага» публикует фрагменты лекции Дмитрия Озеркова «Современное искусство и проблема защиты животных», которая прошла в кафе Social Club 11-го ноября. — Как человек, заваривший эту кашу не только в качестве куратора выставки, но и в качестве заведующего отделом «Эрмитажа 20/21», я считаю должным объяснить, кто мы и что мы вообще делаем. «Эрмитаж 20/21» — это проект о западном и европейском искусстве послереволюционного времени, которого, как вы догадываетесь, нет в коллекции музея. Изначально мы были созданы как проект, который должен был заполнить эту пустоту, занимаясь показом специально созданных для нас работ современных художников. Когда мы начали это делать, некоторые выставки вызывали определённый общественный резонанс. Например, выставка братьев Чепмен (более ста человек усмотрели экстремизм в работах английских художников — прим. «Бумаги»). «Эрмитаж 20/21» никогда не стремился сгладить углы: нам кажется важным, чтобы город говорил о современном искусстве. В случае с Яном Фабром точно такая же история: его выставка сложная и многосоставная. Петербург сейчас разделился на два лагеря: один состоит из людей, которые были на выставке и имеют своё мнение, другой — из людей, не бывавших на выставке, но тем не менее имеющих своё мнение. Одни говорят: какая прекрасная выставка Яна Фабра в Эрмитаже, удивительная история, удивительный диалог с коллекцией. А другие: как вы можете издеваться над трупами животных, это невозможно, антигуманно и так далее. Подвешенные чучела собак и кошек в Главном штабе На самом же деле, одна из глав выставки Яна Фабра, как раз и вызвавшая весь этот резонанс, была историей о бродячих животных. Будучи еще молодым художником, Ян Фабр, проезжая по автотрассе Бельгии, увидел множество тел сбитых животных. И он, близкий к теме домашних питомцев (у него дома всегда было очень много собачек, кошек и попугаев), стал узнавать, в чем же дело. Оказалось, что людям малосостоятельным слишком дорого лечить своего больного питомца, поэтому они, обходя европейские законы, просто высаживают своего любимца на автотрассе, чтобы его сбили. И со спокойной душой заводят себе нового. Тогда Ян понял, что здесь налицо социальное двуличие: когда, с одной стороны, люди говорят о том, какие милые и классные их животные, а с другой, тела этих же животных бесхозно валяются по автостраде. Молодой художник взял некоторые тела этих животных, отнёс к таксидермисту, чтобы тот сделал из них чучела, и стал создавать из этого выставку. Как вы знаете, эта инсталляция разделена на две части: одна, где висят собаки, и другая, где висят кошки. Часть с собаками сделана цветными лентами, там лежит масло для собак. С кошками — белыми, там есть молоко в мисочках. Собаки и кошки, мужское и женское, верность и предательство — эти темы, по мнению Яна Фабра, необходимо вскрывать. Необходимо объяснять детям, что если вы берете питомца, то за него нужно нести ответственность. Иногда даже уметь сказать ребёнку, что животное умерло, что животные смертны. Второе — это сложный теологический момент. Воспитанный в семье католички и протестанта, Ян Фабр рассуждает: «Есть ли у животных души?» и «Куда уходят животные после смерти?». Фабр призывает к бережному отношению к животным, которые многие столетия сопровождали человечество, войдя в историю и мифологию. Сегодня отношение человека к животным потребительское. Кошек оставляют на дачах. Старых собак выгоняют из дома. Акцентируя кошек и собак в старом искусстве, Фабр показывает, что по всем своим качествам они подобны людям, а потому их любовь и радость, их болезнь и смерть подло вытеснять из нашего сознания. Представляя чучела домашних животных, Фабр вместе с зоозащитниками всего мира выступает против потребительского отношения к ним. Зачастую мы любим не животных, а свою любовь к ним. Называя их нашими меньшими братьями, мы часто не понимаем, насколько жестоко относимся к ним. Мы готовы избавиться от них при первой возможности, стоит животному заболеть или состариться. Против этого выступает Ян Фабр. Найденные им вдоль автострад тела сбитых машинами животных он превращает из отходов потребительского общества – в укор человеческой жестокости. Источник: Невесёлая страница На основе: https://vk.cc/5SUDkY , https://vk.cc/5BIU1z, https://vk.cc/5SUDIL #осторожно_реальность@vegetarians

Теги других блогов: искусство выставка Эрмитаж